«Идеально симметричный объект кажется мне некрасивым... Человек не
может создать идеальную вещь. Она должна быть с изъяном».
Йоджи (хотя более правильно – согласно японскому
произношению – будет Йодзи, или Ёдзи) Ямамото на
сегодняшний день является не только одним из самых знаменитых дизайнеров, но и
самым, пожалуй, неоднозначным. И тогда, когда он делал свои первые шаги на
модной сцене, и сейчас, когда он уже признанный гений, – он находится как бы
вне моды. Вне моды и вне времени.
Действительно,
довольно сложно поставить в один ряд те коллекции одежды, которые мы обычно
можем лицезреть, с тем, что делает этот молчаливый японец . Именно поэтому его первая коллекция вслед за
немым недоумением вызвала шквал критики – «одежда нищих и бомжей»,
«Хиросима-шик», «стиль обносков». Не мода, а антимода.
Да и
сам он кардинально отличается ото всех остальных дизайнеров. Во-первых,
никто так упорно не открещивается от самого принципа
моды, как Ямамото. Изменения в его коллекциях из сезона в сезон подчиняются не
тем общепризнанным тенденциям, за которыми следуют остальные, а каким-то
особенным, ему одному ведомым процессам.
Сам Ямамото сказал, что в отличие от былых времён, когда внешний вид человека
был его визитной карточкой, сейчас, во времена глобального следования моде,
люди стали совершенно одинаковы. И ему это не нравится. Во-вторых, ему
абсолютно чужд тот «светский» образ жизни, который ведут большинство людей,
занятых в сфере моды. Ну и наконец, для
модного дизайнера Йоджи выглядит странновато – длинные волосы, одежда большого
размера, широкие брюки ниспадают на идеально начищенные грубые военные ботинки
(чаще всего Dr. Martens - самая любимая марка обуви дизайнера).
Именно
эта «непохожесть» самого Ямамото и его творений очень быстро, с самых первых
коллекций дизайнера, стала привлекать внимание творческих людей. С первого
взгляда ясно, что эта одежда – не для массового потребителя. Оценить её может не каждый – одежда Йоджи Ямамото призвана не выделять
человека из, а наоборот, «прятать». И
только посвящённые смогут понять, что это не потрёпанные жизнью вещи из
ближайшего сэконд-хенда или рубашка, доставшаяся от дедушки. Одежда Ямамото
стала отличительным знаком тех, кто вхож в узкий круг творческих людей. Архитекторы,
режиссеры, стилисты, музыканты всего мира одеваются в Yamamoto. Даже для дизайнерской
одежды это очень дорого. Но зато очень индивидуально.
«Я живу и работаю, чтобы что-то сказать. Я хочу донести до людей вполне
конкретные вещи. Когда человек хочет что-то сказать, то он стремиться к тому,
чтобы его поняли. Но иногда мне всё равно, поймут меня или нет».
До
Ямамото никто не одевал женщин в одежды, больше напоминающие мешки, нежели
платья (Сам Йоджи считает, что женская соблазнительность тем больше
проявляется, чем больше она скрыта). Нетрудно понять, почему на показе коллекции
дизайнера в Париже в 1981 году элегантно одетые француженки были в шоке – они
ожидали чего угодно, но не вереницу моделей-инопланетянок в чёрных одеяниях
непонятной формы. В своих творениях Ямамото стремиться к тому, чтобы
максимально размыть границу между мужчиной и женщиной.
До
Ямамото никто не создавал коллекции, почти полностью состоящие из вещей чёрного
цвета («Черный – это квинтэссенция всех цветов, результат их смешения, –
говорит Йоджи. – Это как взять все цвета и бросить их в один котел, в черное
море, и забыть там. Если относиться к черному цвету именно так, он будет
восприниматься несколько истерично»). Бытует мнение, что чёрный вошёл в жизнь
Ямамото очень рано – с траурной одеждой матери (Йоджи родился в 1943, а через
два года на войне погиб его отец) и именно потому стал таким близким и понятным
ему цветом. Однако тут надо обратить внимание на то, что в Японии традиционно
траурный цвет – белый, а вот чёрный (под влиянием европейских традиций) стали
использовать для выражения скорби относительно недавно, всего несколько лет
назад. Вероятнее всего, любовь Ямамото к чёрному цвету можно объяснить тем, что
в оккупированной Японии в детстве дизайнера ярко одевались только американские
солдаты, большинство японцев же носило тёмную поношенную одежду, которая
неоднократно перешивалась.
До
Ямамото никто не мог даже подумать о том, чтобы выпустить на подиум моделей,
одетых в куски ткани с необработанными швами и неподшитым низом. Именно с
лёгкой руки Ямамото и других японских дизайнеров в моду вошли необработанные
швы – и чем более они неаккуратные, тем лучше.
В
Японии секрет успеха Ямамото объясняют просто: он взял обычное, традиционное
для Японии (и столь экзотичное для остального мира) национальное платье и перешил
его в соответствии с европейским кроем, в результате чего получил абсолютно уникальный стиль.
Да, нужно согласиться, он покорил европейскую
моду именно этим – западную цивилизацию всегда привлекало всё «иное», а
особенно восточное. И восторг от дягилевских «Русских сезонов», и периодически
вспыхивающее увлечение китайскими/индийскими/африканскими мотивами в костюме –
всё это имеет ту же основу, что и любовь в одежде Yamamoto. Европейцев всегда непреодолимо
манит что-то, что им совершенно непонятно.
Ещё
одна причина, по которой Yamamoto вот уже много лет выбирают люди с особым взглядом на моду –
это очевидная не-массовость одежды. В
истории домов моды и громких дизайнерских имён было много случаев, когда
сначала одежду какого-либо бренда принимали с недоверием и непониманием, и
носить эту одежду могли позволить себе очень немногие, потом же увлечение этой
одеждой от этих немногих смельчаков распространялось на более широкие массы
людей, и в какой-то момент – марка становилась культовой и желанной,
возможность приобретения вожделенной одежды ограничивалось только финансовыми
возможностями. С одеждой Йоджи Ямамото всё по-другому. Она слишком сложна, не
каждый может понять, как в ней жить.
Именно этим она и привлекательна для людей, любящих что-то нерастиражированное.
Одежда Yamamoto – это
как раз то, что ты точно не сможешь увидеть на каждом втором встречном.
Ну и
наконец, нужно обратить внимание на тот факт, что появление Ямамото на fashion-сцене совпало со
временем, когда обороты начал набирать стиль гранж (конец 1980-х – середина
1990-х гг). Йоджи, с его асимметричным кроем, необработанными краями,
нетрадиционными материалами, любовью к бесформенной одежде и чёрному цвету
оказался как нельзя кстати.
«Я не люблю моду, но понимаю,
что она необходима, как воздух, это и вдохновляет меня».
В
2009 году Йоджи Ямамото, так же как и владельцы нескольких других всемирно
известных брендов, объявил о своём банкротстве. У Yamamoto образовались огромные долги, справиться с которыми фирма
не смогла.
Но
он вернулся.
«Около
5 или 6 лет назад я почувствовал, что сделал все, что смог. Но сегодня,
особенно в Токио, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, властвует «быстрая мода» (fast
fashion). Быстрее, быстрее, дешевле, дешевле. И внезапно появилось некоторое
пространство и для меня. Может их меньшинство, но еще есть молодые люди,
которые задумываются о природе диктуемых трендов, они ищут что-то свое – будь
то старое или новое. И я сказал себе: «Йоджи, ты можешь продолжать свою работу.
Не меняйся. Ты можешь делать то, что умеешь». Такое ощущение появилось у меня в
прошлом году».
Комментариев нет:
Отправить комментарий